Индустрия

Вопросы, на которые каждый дизайнер должен ответить для себя сам

Иногда умение задавать себе правильные вопросы служит по-настоящему хорошим двигателем личностного прогресса. Грамотно поставленный вопрос способен направить мышление в нужное русло, указать на то, о чем следует задуматься и на что стоит тратить свои силы. Поэтому наша статья не несет в себе ответов — это было бы слишком скучно. К некоторым вещам человек должен прийти сам.

Снимок экрана 2016-06-06 в 14.05.56

Задать правильный вопрос — гораздо сложнее, чем кажется, так что здесь мы решили довериться профессионалу. Опираясь на лекцию Людмилы Норсоян — эксперта моды, дизайнера, основателя бренда инновационного трикотажа Norsoyan и образовательной платформы Fashion Factory School — мы написали о тех задачах, которые каждый дизайнер, стремящийся к успеху, должен решить самостоятельно.

Выбор как определяющий фактор

Когда дизайнер только начинает строить свою карьеру, когда продолжает и даже тогда, когда задумывается о ее окончании, —  на каждом шагу и с каждой коллекцией — он должен задаваться одими и теми же вопросами: кто он? для кого он это делает? зачем? На пути художника постоянно встречается огромное количество развилок, каждая из которых по-своему влияет на судьбу его творческого развития. И как бы ни было сложно делать выбор, убегать от него нельзя.

1. Независимый дизайнер или привилегированная обслуга?

Герой нашего времени, поп-идол и недосягаемая звезда — так воспринимают профессию дизайнера те, кто не до конца понимает саму ее суть. А заключается она в обслуживании клиентов — пусть и неявном.

Успешный дизайнер почти всегда работает по принципу «чего изволите?»; иначе говоря, сводит свое творчество к нуждам потребителей, создавая лишь тот продукт, который будет хорошо продаваться. И если вы решили основать собственный бренд, подумайте: к этому ли вы стремитесь? Или, может, вы хотите творить свободно — не оглядываясь на тенденции и не задумываясь о продажах? Рано или поздно выбор между благосостоянием и независимостью сделать придется все равно. И очень желательно сделать его в самом начале.

2. Оригинальный дизайн или мейнстрим?

К первоочередным задачам относится не только определение собственного «я», но и понимание основополагающих принципов создания каждой конкретной вещи. Если дизайнер выбирает оригинальность, он должен быть готов к тому, что его одежда начнет продаваться далеко не сразу, пусть даже публика, жадная до новшеств, и будет носить его на руках. Если же он решает «влиться» в мейнстрим, проблемы с продажами уйдут — уступив, тем не менее, место жестокой конкуренции и бесконечной погоне за гигантами масс-маркета.

3. Для избранных или для всех?

Целевая аудитория — будущее марки. И определять ее следует с самого начала. Во многом этот вопрос связан с предыдущим, и не всегда очевидно, какой из них следует задавать себе в первую очередь. В общем и целом, ответив на один, можно легко ответить и на второй. Выбирая оригинальность дизайна, вы делаете ставку на избранность своей аудитории — уходите в люкс или в новый люкс (формат, предполагающий непосредственную работу с клиентом). Это, безусловно, престижно, но вряд ли подойдет тем, кто мечтает как можно чаще видеть одежду своего бренда на других людях.

 4. Большая ответственность или подчинение?

Карьера дизайнера зависит и от его готовности брать на себя ответственность. Основатель собственной марки должен быть готов отвечать за свою команду — не только организовывать ее работу, но и платить достойную зарплату каждому ее члену. Это сложно, но необходимо для тех, кто не хочет вступать в коллектив чужого бренда, работая лишь в качестве наемного художника, безропотно выполняющего поставленные перед ним задачи. Впрочем, и в такой работе нет ничего плохого: она гораздо менее энергозатратна и подходит тем, кто не хочет думать о материальных проблемах.

5. Отстраненность или дружелюбие?

Роль творца, создающего заоблачные коллекции и изредка снисходящего к восторженной публике, уже не актуальна. Она не просто устарела — она непростительна. Сегодня от дизайнера требуется совсем другое: большая любовь и умение общаться с людьми. Выбирая дружелюбную модель поведения, вы выбираете успех. Оставаясь недосягаемым для своих клиентов, вы рискуете никогда до них не достучаться. Выбор за вами, но в данном случае он вполне очевиден.

Снимок экрана 2016-06-06 в 14.23.54

механизм индустрии моды

Когда вопросы самоидентификации оказываются решены, из мира идей и моральных дилемм неизбежно приходится спускаться в приземленный, но не менее важный мир индустрии — огромного механизма, состоящего из множества людей и работающего только благодаря их взаимодействию. Как осознать его масштаб? Какое место в нем занимает дизайнер? И о каких материально-практических факторах ему стоит задуматься в первую очередь?

Быть дизайнером значит быть сапером на минном поле. Проработав в индустрии моды почти 30 лет — и «на вольном выпасе», и в собственной марке, и в крупных мировых брендах, — я пришла к выводу, что дизайнер — лишь винтик в работающем механизме этой самой индустрии. И винтик далеко не самый главный.

1. Прогнозирование и креатив. Две совершенно противоположные части процесса. Прогнозирование происходит тогда, когда дизайнер приезжает на текстильную фабрику, чтобы увидеть работу ткацких станков, их технологические возможности, а также сырье, которое берется за основу производимых ими материалов. Тщательно изучив все составляющие производства, он понимает, — то есть прогнозирует, — какие ткани могут быть предложены на Premiere Vision через пару лет. Креатив же происходит на самой выставке: когда дизайнер имеет возможность рассмотреть и потрогать уже созданные ткани. Только тогда он в полной мере представляет, как использовать их в своей коллекции.

Вопрос: как мне научиться думать наперед?

2. Знание материалов. В наше время стало практически невозможно отличить хороший полиэстер от неплохого шелка или кашемира. Неудивительно, что с каждым годом все ценнее становится почти утраченная профессия материаловеда — человека, необходимого в команде любой крупной компании. И если дизайнер не может его найти, ему следует начать разбираться в предмете самостоятельно. Пока он не знает свойств ткани, не умеет определять, из какого материала лучше всего получится та или иная вещь, полноценно творить и воплощать свои идеи в жизнь у него не получится.

Вопрос: хватит ли мне собственных знаний, чтобы выбирать ткань для коллекций самостоятельно?

3. Знание технологий. Технологии в индустрии моды сейчас решают абсолютно всё. И тот, кто в них разбирается, раньше всех узнает о том, что будет актуально завтра. По мнению Людмилы, любой уважающий себя дизайнер должен посещать ITMA — международную технологическую выставку, проходящую в странах Европы. Раз в четыре года на ней демонстрируются новейшие разработки в текстильном машиностроении, открывающие те возможности создания модных коллекций, о которых именно дизайнеры, как правило, узнают в последнюю очередь.

На ITMA вы можете встретить кого угодно, кроме дизайнеров. А ведь все самое «вкусное» — например, оборудование, создающее кружевную лазерную перфорацию на мехе и коже, или станки, делающие бесшовный трикотаж, — впервые когда-то показали именно там.

Вопрос: насколько хорошо я разбираюсь в современных технологиях?

4. Производство. Пожалуй, самая болезненная часть мировой индустрии моды. Если информация о маркетинге, прогнозировании, креативе, материалах и оборудовании без проблем находится в Интернете, то создание полноценного платья в виртуальном пространстве пока еще невозможно — как ни крути, руками работать все равно приходится.

Вопрос: кому я могу поручить массовый отшив своих коллекций?
c7700dde790444e5c536f8082fce3ded

5. Продажи (аналоговые и e-commerce).

Вопрос: знаю ли я, как продать свой продукт?

6. Кадры.  Когда Раф Симонс «вступал на трон» модного дома Dior, он заявил, что помимо знаний о своем художественном ремесле и законах производства, дизайнер должен обладать умением собирать вокруг себя надежных людей — маркетологов, коммерческих директоров, фотографов, байеров и, конечно же, тех, кто работает на производстве.

Дизайнер — не просто творец и художник. Он прикладник, человек, который создает большую команду и управляет ей.

Вопрос: смогу ли я грамотно руководить процессом работы других людей?

7. Бизнес-процессы. Регистрация собственного бренда, сертификация, регистрация фирмы — вот лишь некоторые юридические действия, непосредственно влияющие на продажи и сотрудничество с другими игроками рынка.

Вопрос: продумал ли я все особенности построения серьезного бизнеса?

8. Взаимоотношения с обществом и государством. Не только выплата налогов, но и умение взаимодействовать с нужными людьми. Едва ли не самая сложная часть работы дизайнера, в которой ему зачастую оказывается необходима сторонняя помощь — особенно, когда дело касается государства.

Вопрос: умею ли я взаимодействовать с людьми?

One comment

  1. Сейчас дизайнер стало не профессией, а необходимым навыком. Я бизнес-леди и все, что я развивала сталкивоалось напрямую с потребностью создания дизайна. Это постоянная зависимость от фрилансеров и большие затраты, а ещё и время от которого ты зависишь. Я потратила 2 года на то, что бы освоить дизайн во всех ипостасьях и теперь сама жанглирую графикой, не завися от других людей. Я встречаются много бизнесс-менов, которые сталкнулись с той эе проблемой. Поэтому востребованность этой профессии падает.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s