Без рубрики

Ман Рэй: искусство созидать. Послесловие спустя 40 лет со дня смерти

“Беспристрастный, но не равнодушный” – именно так гласит эпитафия, высеченная на могиле одной из самых известных личностей 20 века вот уже 40 лет. 18 ноября 1976 года умер мастер своего дела – художник, фотограф и экспериментатор Ман Рэй.

Эммануэль Радницкий родился 27 августа 1890 года в Филадельфии в семье еврейских эмигрантов. Однако юному художнику было суждено прославиться не в родном городе и даже не с родной фамилией. При переезде в Нью-Йорк Радницкие столкнулись с антисемитскими выпадами, поэтому взяли фамилию Рэй. Позже сам Эммануэль стал называть себя Ман Рэй, не осознавая, что это имя войдет в историю.

Кто-то считает Рэя бунтарем, кто-то революционером. Одни знают его как художника, другие — как фотографа, третьи признают в нем скульптора. Но всех не может не поражать то, как в одном человеке могут гармонировать столько творческих способностей.

Интересоваться живописью Ман Рэй начал еще в подростковом возрасте и на пути к своему успеху пробовал себя в различных стилях – абстракция, дадаизм, кубизм, футуризм, сюрреализм. Исключительное и необычное отображение человеческого мира всегда были присущи его работам. Он считал, что каждый художник должен смотреть на вещи своим уникальным взглядом.

Одно из доказательств необычного видения предметов мастера — его работа «Утюг«, которая была украдена с первой же выставки. Рэю нравилось быть революционером, он сам говорил, что необходимо «целенаправленно идти вперед, и делать то, чего от тебя не ждут«. Этого правил Ман всегда придерживался, о чем может сказать любая из его работ.

Картины Мана полны чувств и загадочны, а фотографии словно живые. Но две первые выставки художника в 1915 году в Нью-Йорке не принесли ожидаемых результатов. Поэтому Ман Рэй переехал в город, который открыл ему все двери к славе и величию – Париж. Именно тогда Ман, вдохновленный идей фотографировать свои творения для газет, купил фотокамеру. Как оказалось, именно фотография принесла ему известность вместе с финансовой независимостью.

Одна из самых первых его фотографий является еще и самой узнаваемой — «Скрипка Энгра«. Этой фотографией автор хотел подчеркнуть сходство женского тела с музыкальным инструментом. Названа она в честь Жана Огюста Энгра — художника и музыканта, который считал, что его музыка значительнее его картин. Ман же был противоположного мнения. Модель звали Кики де Монпарнаса. Она не только позировала Рэю, но и была его музой и любовью. В 1962 году фотография была продемонстрирована в Национальной библиотеке Франции. А на следующий день после смерти мастера «Скрипку» художника опубликовал New York Times в знак уважения к герою своего времени.

Хоть Рэй и говорил, что с женщинами ему проще работать, но это не мешало ему фотографировать мужчин. Известная фотография Пикассо принадлежит именно Рэю. Она была представлена на его персональной выставке в Париже в 1961 году и в Лос-Анджеле в 1966.

В 1974 году выставка «Ман Рэй: изобретатель, живописец, поэт» окончательно открыла миру выдающегося человека, который опередил свое время. Экспозициями послужили больше 100 фотографий, портретов и изобретений. Одна из представленных фотографий была очень значима для самого художника – «Джульет«. Джульет стала женой Ман Рэй в 1946 году и была с ним до самой его смерти. Именно она учредила фонд в честь мужа, благодаря которому и по сей день по всему миру проводятся выставки произведений Рэя.

Еще одна знаменитая фотография называется «Стеклянные слезы«, на которой изображена Ли Миллер. Этот снимок стал самым высокооплачиваемым в то время, собрав около 1 миллиона долларов. С Ли Миллер Ман Рэй прожил три года.

28 октября 2013 года в России впервые открылась персональная выставка-ретроспектива «Ман Рэй. Эксперименты». Рэй не отступал от своих собственных убеждений и даже в сфере фотографии стал модернистом. Он воскресил метод создания фотографических изображений без камеры — фотограмму, идея которой зародилась еще в 30х годах 19 века. Изображение получается путем экспонирования предметов на светочувствительную бумагу. Фотография «Поцелуй«, представленная на московское выставке, яркий пример этого метода.

«Ночью я проявлял только что экспонированные пластинки. А на следующий день, вечером, стал печатать. Кроме ванночек и бутылок с химическими растворами, мензурки и коробки с фотобумагой, никакого иного лабораторного оборудования у меня не было. Я просто накладывал большие стеклянные негативы на лист фотобумаги, лежавший на столе и освещенный красной лампочкой. На несколько секунд я зажигал свисавшую с потолка лампу, а потом проявлял снимки. Во время такого проявления я и натолкнулся на способ делать фотографии без аппарата: такие фотографии я называл «рейографами»»

Еще один эксперимент, который был изобретен до Ман Рэя, но забыт вскоре – соляризация. Способствовала этому открытию Ли Миллер. Во время проявки фотографии около ноги Ли пробежала мышь, та, испугавшись, включила свет, что способствовало появлению необычного эффекта на фотографии — казалось, будто она сделана тушью.

Сам художник считал себя именно живописцем, говоря, что он фотографировал только то, что не смог нарисовать. Его по праву считают великим фотографом 20 века.

Несколько домишек,
Разделенных густой зеленью дерев,
Вырывает из темноты
Ночи
Луч, затерявшийся в полуночи.

Свет заполняет дома изнутри
Так, что остаются видны
Только стены.
В них, как в шаль, закутывается
Свет, струящийся изнутри.

И старушки… так что же они?
Что за тайны сокрыты внутри их высохших тел?
Что разжигает их любопытство извне?
В каждой из них
Остается втайне.
(с) Ман Рэй

 

Автор: Милена Джавадян

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s