Индустрия

Машина vs. человек, или Высокие технологии и ручной труд в модной индустрии

Юбка из экокожи, серьги из плексигласа, на ногах — туфли, угол каблука которых до наномиллиметра выверен компьютером. Все для того, чтобы современная женщина не упала в грязь лицом — во всех смыслах. Двадцатый и двадцать первый век пополнил мир моды невероятными возможностями. Мир будущего, о котором грезили фантасты, уже здесь: в наших квартирах, в наших гаджетах и, в первую очередь, на нас.

Автор: Елена Ромашова

Иногда задумываешься: какие коллекции создавали бы кутюрье Диор, Ив Сен-Лоран и Коко Шанель, будь у них возможности нашего времени? Какое бы платье создал великий архитектор моды Баленсиага, имея те ткани, которые доступны дизайнерам сейчас?

Высокие технологии поражают. И где-то за ними кроется человек и его ручной труд. Наверное, первым революционным изобретением, облегчившим мир моды, можно считать швейную машинку — до нее вся одежда создавалась только вручную. Начало ее использования стало огромным шагом к современному разделению Haute Couture/prêt-à-porter. И если во втором акцент идет на массовость и доступность, то в первом он всегда ставится на уникальность, которая раньше достигались исключительно ручной работой мастеров — до сегодняшнего дня, пока «все (не) смешалось в доме Облонских».

Iris van Herpen, Haute Couture Fall Winter 2011/2012
Iris van Herpen, Haute Couture Fall Winter 2011/2012

В наше время мир моды находится на новом витке трансформации. И это касается не только слияния мужских и женских коллекций, но и конкуренции между дизайнерами и масс-маркетом. Она возникает из-за «ускорения рынка»: дешевые аналоги вещей из коллекций, представленных во время показов всего две недели назад, почти сразу появляются на прилавках магазинов среднего сегмента. Такой расклад вынуждает дома моды искать все новые и новые пути быстрого и качественного пошива одежды — все для того, чтобы раньше других предложить ее покупателю. Здесь-то им на помощь и приходят высокие технологии и машинный труд.

Одним из самых ярких примеров использования результатов техно-прогресса в моде можно назвать одежду, созданную с помощью 3D-принтера. Первопроходцем применения этой технологии в высокой моде стала голландский дизайнер Ирис ван Херпен, представившая коллекцию из девяти платьев в 2011 году в Париже. Тогда 3D-принтер по праву считался настоящим технологическим прорывом, а что сейчас? Сейчас он активно вливается уже в массовое производство!

Не так давно пришла еще одна новость: корпорация Adidas Group представила концепт беговых кроссовок Futurecraft 3D. Nike хотят запустить продажу выкроек, что даст возможность наладить производство обуви прямо на дому у покупателя.

Представьте себе такой сценарий: вы вошли в интернет через домашний компьютер, купили на сайте Nike файл, который содержит все необходимые данные: тип обуви, индивидуальные характеристики вашей стопы, дизайн и цвет. Вы загружаете файл в 3D-принтер вместе с необходимым материалом для печати указанной обуви. И всего через несколько часов у вас есть новая пара обуви, готовая к носке.

Что уж говорить о принципах дизайнеров при создании коллекций? Новые ткани дают возможность создавать симметрию, графичность линий, динамику. Теперь становится понятно, почему подиумы так захватили архитектурность и некоторая футуристичность платьев. Технологии позволяют творить — порождать новые идеи и новый крой. А зависимость от Instagram делает фотогеничность каждой конкретной вещи не просто желательным, но необходимым фактором. Так, к примеру, Александр Ванг не выпускает платье на подиум, пока не убедится, что оно хорошо смотрится на экране смартфона.

Техника печати на ткани сделала имя целой плеяде дизайнеров – от Mary Katrantzou до Clover Canyon. Сложносочиненные ткани стали главными козырями многих лейблов: плиссе Issey Miyake, перьевая сетка из проволоки и шнуров у Proenza Schouler. Даже Chanel не стоит на месте: бетон вместо пайеток в коллекции Haute Couture из переработанных материалов — тому доказательство.

новый коллажьььь
Chanel, Haute Couture — Spring Summer 2016; пластиковые брюки от Loewe, Ready-to-wear — Spring Summer 2016; инновационная технология плиссировки — Baked Stretch от Issey Miyake, Ready-to-wear — Spring Summer 2016

2 мая в нью-йоркском музее искусств Metropolitan состоялось самое главное ежегодное модное событие Америки: бал Института костюма Met Gala. В 2016 году он проходил уже в 70-ый раз и был посвящен теме «Рука и машина: Мода в эпоху современных технологий» (Manus x Machina: Fashion in an Age of Technology). Одним из кураторов мероприятия выступила всемирная компания Apple. Прямая трансляция фотографий и видео шла в Instagram и Snapchat сплошным потоком. Гостям не только показывали новейшие технологии — они сами представляли их примеры. Одно только платье Клэр Дэйнс от Зака Позена из оптоволоконных нитей имело эффект разорвавшейся бомбы. Если днем это был нежно-голубой наряд диснеевской Золушки — изысканный и красивый, но знакомый уже всем — то в темноте, ночью, «заработало» волшебство — и платье замерцало необыкновенным светом.

Надо сказать, Зак Позен балуется новейшими технологиями уже не впервые. Так, в 2015 году, в сотрудничестве с девушками-программистками из Made With Code корпорации Google он создал платье, для оформления которого были использованы светодиоидные частицы, загорающиеся от малейших движений модели (которой, кстати, была Коко Роша) и подчеркивающие тем самым витиеватые линии кроя.

новый коллажвввв
Хью Дэнси, Клэр Дэйнс и Зак Позен на Met Gala 2016; платье Клэр Дэйнс в темноте — Met Gala 2016

Она движется вперед все стремительней, открывая новые возможности. Их просто нужно уметь использовать, — Донателла Версаче о современной моде.

Но, несмотря на прогресс в моде и ее изменения под влиянием технологией, вопрос о ручном труде все так же актуален. В конце концов, ручная работа может запросто соревноваться с машиной – ведь любой техникой управляет человек.

И, кажется, всё просто: может, масс-маркет и одевает всю планету, спрос на эксклюзивность не падает — на этом и держится Haute Couture. Каждый раз, смотря фильмы о создании коллекций Chanel для Недели высокой моды, легко понять, почему это стоит баснословных денег. Потому что это — волшебство. Искусство в чистом его проявлении, свобода творчества и духа.

Chanelhandmade
Кадр из фильма Chanel: создание коллекции Spring-Summer 2015 Haute Couture

Однако у медали есть и вторая сторона: не у всех фраза «ручной труд» ассоциируется со сказочными вышивками и минифильмами домов моды, в которых показаны просторные мастерские и прекрасные пышные юбки, обшитые ультрамариновыми цветами. Кто-то видит и воспринимает ее совсем иначе. Так, в 2015 году в Каннах состоялась премьера фильма «Реальная цена моды» («The true cоst»), в котором режиссер Эндрю Морган показал собственное документальное расследование, рассказывающее о фэшн-индустрии и месте человека в ней. Обличающая история об использовании ручного труда в странах третьего мира, о кровавом бизнесе, построенном на простых людях без всяких званий, работающих в дичайших условиях аварийно-опасных швейных фабрик за самую минимальную плату. О несправедливости. Ведь для рабочих это — способ выжить и прокормить свою семью. А для огромных корпораций — невероятная экономия и потрясающие продажи на рынке развитых стран — таких, как Америка. Миллиарды долларов, которые льются в карманы бизнесменов.

Глядя на эту жесткую эксплуатацию человека, начинаешь задумываться: действительно ли все новые технологии и достижения в моде настолько ценны? Почему нельзя направить все силы на борьбу против такой несправедливости?

10f3b4d41776e5847f90f44636800df3На данный момент вопрос остаётся открытым, и каждый для себя отвечает на него сам. Чтобы быть максимально далекими от потогонного производства, обеспеченные люди тратят средства на покупку одежды от Haute couture, наслаждаясь результатами той самой ручной работы, которая, подобно волшебству, происходит в парижских, а не будапештских мастерских. Некоторые из них делают ставку на бренды, выступающие за защиту экологии и борьбу с жестоким человеческим трудом. Кто-то смотрит в будущее, создавая умные машины и надеясь на то, что когда-нибудь они полностью решат проблемы производства по всему миру. А кто-то вообще не вступает в полемику: из-за скудности средств или банального незнания проблемы.

Так или иначе, в мире моды всегда будут две стороны: массовость и уникальность. И как бы ни были развиты технологии, человек, скорее всего, всегда будет работать руками. Вопрос лишь в том, как дорого и ценно это будет?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s