Без рубрики

Алексей Герман-младший об искусстве и «Довлатове»

Корреспондент Teora связалась с российским режиссером после того, как ему дали «азиатский Оскар», и расспросила о новом проекте и об искусстве.

26 ноября Алексей Герман-младший получил премию Asia Pacific Screen Awards за достижения в области режиссуры. Эксперты премии высоко оценили последний фильм режиссера «Под электрическими облаками», снятый при сотрудничестве России, Украины и Польши. Напомним, это уже не первая награда Германа-младшего за эту картину. На Международном Берлинском кинофестивале-2015 режиссер взял Серебряного медведя за выдающийся вклад в киноискусство.

Церемония APSA прошла в Брисбене, Австралия. «Под электрическими облаками» на нем представляла актриса Виктория Короткова, исполнившая в картине дебютную роль.

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»
Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

Сам режиссер приехать на вручение «азиатского Оскара» не смог, так как сейчас работает в Петербурге над новым проектом – фильмом о жизни писателя Сергея Довлатова. Ранее сообщалось, что в нем снимутся Данила Козловский, Чулпан Хаматова и Елена Лядова. А вот кто сыграет главную роль – самого Сергея Довлатова, пока неизвестно. Некоторое время назад СМИ сообщали о пробах Ивана Урганта, но шоумен и актер – один из огромного количества претендентов на роль известного писателя.

Teora удалось связаться с Алексеем Германом-младшим, чтобы узнать побольше об «азиатском Оскаре», взглядах режиссера на искусство и грядущем проекте.

– Поздравляем вас с получением премии ASPA. Скажите, а есть ли у вас любимые азиатские режиссеры – из Китая, Тайланда, Ближнего Востока и других подобных стран?

– Спасибо. Конечно, там есть хорошие режиссеры, от Цай Минляня до традиционного Вонг Кар-Вая.

 – Следите ли вы за кинематографом этих стран?

– Я относительно слежу, потому что это кино у нас не так, чтобы сильно представлено.

Другое дело, что представление о том, что происходит в Юго-Восточной Азии можно получить и в России, как ни странно. В Китае, например, есть мощное современное выразительное искусство, которое постоянно выезжает за границу. В этом году мы с женой посетили несколько выставок такого искусства (шесть или семь), очень разных и интересных. Еще в Ираке есть множество талантливых мультипликаторов, да и на Ближнем Востоке тоже есть любопытные примеры интересного искусства.

Кроме того, не менее интересным мне кажется европейское искусство, как ни удивительно. При этом в основном в его кинематографе, мне кажется, уже давно идет бесконечный повтор одного и того же, такой псевдосоциальный кинематограф. Бывают, разумеется, замечательные фильмы, допустим, «Пророк» Одияра, но в основном это малоинтересно, вторично. Сколько было надежд на румынскую «новую волну», которая, на мой взгляд, исчезла, растворилась в двадцати таких же фильмах Восточной Европы.

 – То есть вы, получается, против постмодернизма?

– Я считаю, что постмодернизм – это самое омерзительное явление в искусстве. И в нынешнее время это вреднейшая история. При этом, безусловно, есть какой-то культурный пласт, который постоянно будет неизбежно переосмысляться, каждый год, таково устройство вселенной. Но постмодернизм, я считаю – вещь довольно мертвая, в Европе он уже заканчивается. Сейчас возникают новые жанры, синтетические, синэргетические. Это в России от необразованности постмодернизм еще существует.

 – Какие у вас любимые режиссеры из России?

– Навскидку скажу, что прекрасный режиссер – Николай Хомерики. Еще мне очень нравится фильм Алексея Попогребского «Простые вещи», я считаю, что это выдающаяся работа.

– Расскажите, пожалуйста, про новый проект.

– Мы готовим полнометражный фильм под названием «Довлатов». Пока не начали снимать, идет процесс подготовки.

Сергей Довлатов
Сергей Довлатов

 – Вы будете снимать в Петербурге, вы же там родились.

– Да, Петербург – это, безусловно, важная часть меня, я там взрослел, учился в школе. В фильме мы хотели бы передать атмосферу советского Питера 60-х гг, сейчас же город совсем изменился. Культуры в нем стало меньше, хотя, с другой стороны, нельзя отрицать, что он стал более интегрированным в мировое пространство. Но с точки зрения живописи, литературы и кино современный Петербург занимает гораздо меньшее место в мире. В советское время было значительно больше талантливых людей, трагедия в том, что многие выдающиеся люди были вынуждены уехать из страны.

 – Мне интересно, вы, получается, будете снимать про «богемную жизнь» Петербурга 60-х…

– Не совсем, вам же кажется! Недавно мы зашли со съемочной командой в коммунальную квартиру в центре Петербурга. Там живут доктора наук и профессора. Не могут включить лампочки, потому что выбивает пробки. Есть и то, и другое в городе. И сейчас есть. В «Довлатове» мы будем показывать четыре дня из жизни писателя, у нас все скромно.

 – Что для вас творчество Сергея Довлатова?

– Конечно, я уважаю творчество этого писателя. Более того, считаю его великой трагической фигурой.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s