Индустрия

Назад к источникам, или ремесленная Россия

 

Автор: Дарья Ядерная — генеральный директор Y-consulting

Пока все пьют валокордин, мы спокойно разбираемся, что ждёт отечественную моду. Наш эксперт утверждает — пациент скорее жив, чем мертв, и будущее у нас светлое.

Не знаю, обратили ли вы внимание, но рост российских дизайнеров в последний год достиг беспрецедентных размеров. Социальные сети, инстаграм, ярмарки, маркеты, галереи торговых центров переполнены предложениями от отечественных умельцев. Импортозамещение в действии, можно сказать. Однако, при близком рассмотрении очевидно, что речь идет не о масштабах бизнеса, но скорее о микро-объемах, практически ремесленном и индивидуальном производстве.

Почему это происходит?

Во-первых, за последние пять лет снизились барьеры входа в отрасль. Чтобы стать дизайнером, необходимо разработать 5-7 моделей (не обязательно даже самостоятельно!), отшить их у швеи-надомницы и предложить шоу-румам и маркетплейсам для реализации. Вложений — минимум, необходимость инвестировать в рекламу отсутствует — да здравствует инстаграм и социальные сети. Плюс большинство игроков рынка не использует серьезные критерии отбора: слишком острая потребность стоит в заполнении полок товаром.

Да и к чему излишняя придирчивость, если в конечном итоге это не стоит ритейлеру ни копейки, ведь все взаимодействие происходит на условиях реализации.

Во-вторых, одежда, обувь и аксессуары от зарубежных производителей за прошедший год выросли в цене более чем на 30%. Таким образом, условно одежда от российских поставщиков становится дешевле, поскольку цены на нее увеличились лишь на 8% по итогам мониторинга тысячи российских брендов среднего и выше ценовых сегментов.

Зачастую пошив в ателье стоит сопоставимо с приобретением готового изделия  в магазине. Разберем на платьях. Вечернее платье Zara стоит 8 999 рублей, средняя цена пошива в ателье — 5 000 рублей плюс около 3 000 за ткань. Не буду спорить, при более высоком качестве ткани и работа, и материал будут стоить дороже, но что с того? Ведь речь идет не только о платье принципиально более высокого сегмента, но и об индивидуальном пошиве.

Конечно, это не означает, что все потребители разом переключаются на индивидуальный пошив и российских дизайнеров. Тем не менее, динамика наблюдается, и число предложений российских дизайнеров в наших торговых центрах — тому явное доказательство. Приобрести «дизайнера» однозначно престижнее, чем покупать в магазинах многочисленные тиражи.

В-третьих, текущий кризис больно бьёт по большим и средним компаниям. У первых слишком высока цена ошибки, чтобы рисковать. А последним тяжело распределить растущие расходы административного блока на небольшое количество магазинов, у них слабее переговорная позиция по аренде, не так высока экономия на масштабе и меньше запас прочности.

В результате магазины массово закрываются, компании уходят с отдельных региональных рынков. Это освобождает спрос, который необходимо перераспределять, и зачастую он «уходит» в новые проекты: маркеты российских дизайнеров, фестивали моды и др.

Все это приводит к возрождению ремесленных мелкотиражных производств в индустрии моды.

Да, возможно, это не то импортозамещение, на которое мы надеемся и рассчитываем, тем не менее, это важнейший шаг вперед.

Многие бренды, такие как Missoni и Dolce&Gabbana начинали с домашнего производства. Если бы тогда экономическая обстановка не позволила им  расти, мы бы сейчас не знали имена этих героев.

И сегодня в России формируется как раз та уникальная среда, необходимая для возникновения множества мелких игроков. Их ротация в первые годы будет высокой, но они породят те самые 1-2% талантливой моды, которая сможет трансформироваться в более крупные успешные проекты. Благо для этого уже есть система сбыта, розницы и производства. А отсутствие тканей эти маленькие бренды не пугает, ведь на данном этапе им нужно совсем немного, и их потребности покрывают действующие оптовые и розничные склады.

Главное, что начиная с малого, дизайнеры не боятся большего, пусть даже потому, что пока его не осознают. Все это сформирует ту самую конкурентную среду и естественный отбор, которого нашему рынку не хватало. И уже через несколько лет мы увидим первых победителей.

photo credit: http://www.tumblr.com

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s