Без рубрики

Колыбель московского рока. История ДК «Энергетик»

Рок-места на карте Москвы. Сегодня речь пойдет о ДК «Энергетик» на Раушской набережной, где проходили легендарные сейшены «Машины времени», Александра Градского, Стаса Намина, а еще раньше – Владимира Высоцкого и Юрия Визбора.  

Автор: Вячеслав Терехов

Кажется, почти все мы с детства впитали избитый стереотип – русский рок возник в Ленинграде. И отсчет его истории нужно вести со дня основания Ленинградского рок-клуба в 1981 г. Более дотошные исследователи могут вспомнить о фестивалях 1980 г. «Весенние ритмы» в Тбилиси и в 1976 году в Таллине. Однако если обратиться к мемуарам героев прошлого, все окажется не так просто. Давайте попробуем вспомнить, какое место в этом ряду занимает Москва. Может быть, все-таки в столице, а не в Ленинграде стоит искать истоки отечественной рок-музыки?

«Ты помнишь, как все начиналось?»

Бороться за звание родины русского рока могут сразу несколько городов. И по хронологии первым из них будет вовсе не Москва, и даже не Петербург, а Рига, где в далеком 1961 году возникла первая советская группа, игравшая бит (так в те времена называли рок). Называлась она «Revengers» («Мстители») и исполняла рок-н-ролл, популярный джаз и другую молодежную музыку того времени. Через несколько лет лидеры «Мстителей» эмигрировали в США, и самая первая рок-группа СССР канула в лету.

Еще одной важной вехой для будущих историков советской молодежной культуры является Ереванский всесоюзный рок-фестиваль, проводившейся в 1968-1972 гг. Самый знаменитый фестиваль прошел в июне 1972 года. Сегодня об этом помнят только настоящие олдовые хиппи, а в то время о фестивале в Ереване говорила вся Москва. Загадочный армянский человек по имени Рафик собрал лучших участников популярных московских групп в единый коллектив, который получил простое и ясное название – «Супер». Концерты группы длились целых пять дней, и Дворец спорта ломился от зрителей. Организаторы выкатили на сцену лучший на тот момент в стране аппарат, по всему городу были расклеены афиши, артисты жили в лучших гостиницах, про них даже снимали фильм – словом, предприимчивый Рафик пытался сделать все «по-европейски». Однако вся эта затея по тем временам граничила с безумием и вскоре после заключительных концертов Рафика надолго посадили, а участники московской супергруппы еще долго летали в Ереван давать показания.

ДК «Энергетик»

«Я не хотел бы быть записанным в герои вчерашних дней. » Машина времени

 

Однако подлинной колыбелью российского рока были вовсе не фестивали в далеких республиках. Эта колыбель находится в совершенно неподходящем, на первый взгляд, для этого месте. В тихом уголке Замоскворечья, на Раушской набережной, напротив пустыря на месте бывшей гостиницы «Россия» до сих пор находится знаменитый в свое время ДК «Энергетик».

Еще в 1922 году находившийся на этом месте купеческий особняк XIX в. был перестроен в дом культуры в популярном тогда архитектурном стиле конструктивизм. С конца шестидесятых здесь проходили разнообразные творческие вечера, в которых принимали участие Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, популярные телеведущие, известные театральные коллективы. В своем роде это был один из главных центров молодежной культуры того времени во всем СССР. Вскоре именно ДК «Энергетик» стал почти единственным местом в Москве, где можно было легально играть рок-музыку и не рисковать при этом оказаться к вечеру в отделении милиции. С весны 1970 года здесь проходили наиболее значимые рок-концерты (в то время — сейшена) той поры, а также размещались репетиционные точки многих популярных групп. Среди них – «Блики» Стаса Намина, «Скоморохи» А. Градского, «Рубиновая атака», блюзовая группа «Второе Дыхание» под руководством Алексея «Вайта» Белова и молодая «Машина Времени». Кстати, мало кто сейчас помнит – в то время команда Макаревича называлась «Time mashines» – потому что «The Beatles», «The Rolling Stones», «The Shadows» и так далее. Позднее сами поклонники стали называть группу на русский манер, но во множественном числе – «Машины времени», а еще позже, когда из каждого окна звучали «Поворот» и «Свеча» установилось известное всем название.

 

«Проезжая по Раушской набережной в районе Мосэнерго, я до сих пор испытываю почти забытое молодецкое волнение – слишком много связано у меня с этим местом.

Много ремонтов пережил клуб, и я боюсь зайти внутрь и ничего там не узнать. То, что было здорово – помню до сих пор.

И то, что сейчас так не бывает и, видимо, уже не будет – жалко. »

А. Макаревич. Все очень просто.

 

"Машина времени" времен 80-х
«Машина времени» времен 80-х

Поскольку клубов, где можно было живьем послушать рок-музыку, было мало, а желающих – очень много, сюда устремлялись сотни любителей рок-н-ролла со всей Москвы. Мест в зале было только пятьсот, а желающих услышать любимую группу – иногда в несколько раз больше, поэтому во время концертов ДК нередко напоминал осажденную крепость. Причем, объявлений о концертах нигде, разумеется, не было – информация распространялась из уст в уста и в назначенный час толпы хиппи окружали дом культуры.

Один из таких легендарных сейшенов прошел здесь весной 1971 года при участии групп «Рубиновая Атака» и «Машины времени» и Александра Градского. Стоит напомнить, что все семидесятые «Рубиновая атака», игравшая хард-рок и тяжелый блюз, стабильно держалась в первой тройке среди всех московских англоязычных коллективов. Опрометчивый директор дома культуры обещал бесплатный вход, за что впоследствии жестоко поплатился. Новость о том, что играющая Хендрикса «один в один» «Рубиновая атака» будет выступать в «Энергетике», да еще и нахаляву, стремительно разлетелась среди волосатого народа, обитавшего на Стриту (ул. Горького), Бульварном кольце и других традиционных хипповых точках Москвы.

Андрей Макаревич и Ко в 1980-х
Андрей Макаревич и Ко в 1980-х

 

В результате на набережной народа набралось не на один, а на четыре дома культуры. Не успевшие попасть в зал вовремя использовали для этого все возможные способы, перелезая через трехметровый забор, используя подвал, водосточные трубы и прочее. Ну а в самом зале дома культуры люди свисали гроздьями из окон, с балконов и изредка падали вниз. С первыми аккордами «Атаки», исполнявшей пьесы «Doors» и «Rolling Stones», оставшиеся на улице хиппи снесли ворота, и, сметая контроль, ворвались в зрительный зал. По воспоминаниям музыкантов, большей части народа, стоявшего на набережной, все-таки удалось прорваться в ДК.

Для подавления сметающего все на своем пути духа рок-н-ролла была брошена даже конная милиция. Однако «дети цветов» оказались сильнее стражей порядка – хиппи кормили лошадей сахаром и приглашали милиционеров на сейшн. Не обошлось, правда, и без потерь – милицейскому рафику прокололи колеса, а мотоцикл с коляской и вовсе угодил в Москву-реку.

 

«Рок-концерты, как правило, были боевыми: сгорали усилители, разбивались об пол самопальные гитары. Динамики вылетали из колонок, зрители — из окон, администрация — с работы. Скучать в те времена не приходилось…»

А. Кушнир. Сто магнитоальбомов советского рока

Таких концертов было немало. Однажды другой постоянный участник сейшенов в «Энергетике» Александр Градский был вынужден проникать на собственный концерт экзотическим способом. Перед самым выступлением своей группы он решил сбегать в магазин, а поскольку было воскресенье и магазины в округе не работали, то бежать пришлось далеко, к дому на Котельнической набережной. Возвратившись, Градский обнаружил, что у ворот «Энергетика» собралась страшная толпа и пробиться к дверям нет никакой возможности. «Я – Градский!» – кричал певец, на что ему вполне резонно отвечают: «Да мы тут все градские!» По телевизору тогда рок-н-ролл не показывали и мало кто знал артистов в лицо. Пришлось артисту проникать в ДК через второй этаж по водосточной трубе.

Помимо «Рубиновой атаки», на звание лучшего англоязычного коллектива претендовали блюзовые группы «Удачное приобретение» и «Второе дыхание». «Удачное приобретение» под руководством отца московского блюза Вайта Белова проповедовало суровую музыку в духе «Led Zeppelin» и «The Doors». Все семидесятые «Удачное приобретение» являлось наиболее культовой московской блюзовой командой. Оформившееся в 1971 году «Второе дыхание» стилистически приближалось к «Удачникам», исполняя модных тогда Клэптона, Хендрикса и тех же «Led Zeppelin». Главными звездами «Второго дыхания» были басист Николай Ширяев и гитарист Игорь Дегтярюк.

 

Дегтярюк и Ширяе
Дегтярюк и Ширяев

«О Дегтярюке и команде «Второе дыхание» следует рассказать особо. Услышали мы их в «Энергетике».

в составе Дегтярюк — Ширяев — Капитановский, и вызывали они у меня чувство, близкое к священному ужасу.

Коля Ширяев играл на безладовой бас-гитаре. Вся жизненная энергия его уходила в бешеную игру на басу. Дегтярюк был черноволос, бородат, лохмат и необыкновенно колоритен. Детали его одежды покрывала хипповая символика, пацифики и прочие фенички.

В семьдесят четвертом все это воспринималось на уровне индивидуальной антисоветской демонстрации, за что Игорька постоянно хомутали и увозили в легавку.»

А. Макаревич. Все очень просто

 

К сожалению, почти ни один из фаворитов «Энергетика» не оставил после себя ни полноценных альбомов, ни хотя бы качественных записей своих программ. Исключением стали, пожалуй, только «Машина времени», которая не гнушалась делать свои первые записи в разнообразных травмайных депо, и Александр Градский, которому изредка удавалось проникать в студию «Мелодия». Большинству же музыкантов записываться было негде и не на чем – сказывался хотя бы лютый дефицит качественной магнитофонной пленки в то время.
Что же осталось от «героев вчерашних дней» нам сегодняшним? Афиши и черно-белые фотографии в личных архивах музыкантов, да редкие записи советских ВИА, куда их иногда приглашали в качестве сессионных музыкантов. Поколение талантливых эпигонов, сакральных версификаторов, так и не сумев достаточно ясно осознать себя, оставило нам только мифологию.

Обложка пластинки Александра Градского "Звезда полей " LP 1986 г., "Мелодия"
Обложка пластинки Александра Градского «Звезда полей » LP 1986 г., «Мелодия»

…Для погружения в эту мифологию достаточно найти хотя бы несколько записей сейшенов «Рубиновой атаки» или очередную версию «Солнечного острова» родом из середины семидесятых. Главное в этих фантастических фонограммах не песни как таковые и не уровень мастерства («всем было ясно, что играть на гитарах мы не умели» – Б. Гребенщиков), а то, что стоит позади – шумы. На фоне священнодействия магов, окруженных плотными стенами электрического звука, разворачивается картина первобытного хаоса, призраки реликтовой, давно ушедшей жизни. Хлопки и выкрики зрителей, реплики музыкантов между песнями, рокот общественного транспорта за окном – все это создает уникальную эзотерическую ауру. Их ничтожно мало, этих отголосков, поэтому они – шумы эти, так драгоценны. В бетоне советской обыденности, оказывается, было немало места и для сакрального.

 

«Я люблю слушать записи, которые присылают начинающие группы.
Сама музыка совершенно неинтересна, но запись настолько непрофессиональна, настолько чудовищна, что я оторваться не могу. Это и есть жизнь.» Брайан Ино

…В начале восьмидесятых в ДК поменялось руководство, и новый директор взял курс на создание в стенах «Энергетика» профессионального театра. Репетиционные базы рок-артистов стали постепенно переезжать в другие места. Да и сами времена тоже изменились – власти пытались закрутить гайки на всю катушку, и сейшеновая деятельность стала попросту опасной. Музыканты большинства групп из «Энергетика» разошлись по ресторанам, либо пристроились в филармонические ВИА. Исключениями стали, как всегда, тяготевший к официозу Градский и «Машина времени». Так закончились легендарные концерты в доме культуры на Раушской набережной.

В начале девяностых популярный уже Андрей Макаревич пытался получить в «Энергетике» репетиционную базу для своей «Машины времени», однако ДК к тому моменту был сильно перестроен и получить закуток группе не удалось. Рассказывают, что Макар был огорчен отказом и ушел очень расстроенный…

Много лет прошло со времен легендарных сейшенов. Нет больше железных трехметровых ворот, нет сотен хиппи, желающих услышать, как «Рубины» и «Второе дыхание» играют фИрму «один в один». Изменились окрестности и сам ДК «Энергетик» – уютные когда-то дворы разделены железными заборами, соседние здания занимают какие-то серьезные организации. Сам ДК после многочисленных перестроек лишился своего конструктивисткого облика, в здании сегодня находится Театр-студия «ИРТ». Однако, это неприметное сегодня здание – памятник нашей рок-культуры, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы сохранить его.

 

Photocredit: rusmap.net, mashina-vremeni.com, rockanet.ru, uznayvse.ru, blues.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s