Без рубрики

Кинофестиваль 2morrow: тест-драйв короткого метра

Автор: Ангелина Якимчук

 

Корреспондент Teora написал огромный обзор недавно прошедшего в Москве 2morrow Fest. Гран-при кинофестиваля короткого метра получил румынский фильм «Арт» Адриана Ситару. 

И снова здравствуйте, дорогие синефилы и уважаемые ненавистники кино. Для всех и каждого, фестиваль «завтрашнего дня» преподнес короткометражный букет жизни. За три дня фестиваля можно было без стеснения наблюдать за хищением отца своей дочери, за повседневной жизнью семьи из Шри-Ланки и проследить за душевными испытаниями деревенского мальчика в отношении выбора жизненного пути, поприсутствовать на румынских кинопробах несовершеннолетней девушки на роль малолетней проститутки, стать сторонними наблюдателями тяжелой жизни в бразильских фавелах…

Короткий формат фестиваля «2tomorrow» проводился впервые. Для организаторов он стал тест-драйвом: для показов был арендован только 1 зал в ЦДК «Москва», на некоторые показы порой сложно было попасть даже непритязательным зрителям, готовым сидеть на подушке – теперь стало ясно, что продолжение фестиваля короткометражек неизбежно.

«Завтра начинается уже сегодня… Короткометражные ленты — это гибридное кино. Сама наша жизнь, наши фразы и мышление теперь короче, но острее.» Ольга Дыховичная

«В коротком метре ты выкладываешься.»
Владимир Котт

«Короткометражная кинокартина — это авторское высказывание в его абсолюте.»
Ангелина Никонова

Короткометражные фильмы как отдельный жанр искусства без предупреждения пробивает все внутренности и моментально сжимает душу. Здесь нет времени на объяснения, история должна быть прозрачна, необходимо запечатлеть на кинопленке те самые напряженные доли секунды, которые даются героям с особенным усилием.

Когда во время фестиваля подобные кинокартины одним потоком проплывают перед тобой, то ты сам становишься более разбалованным, требовательным к авторским высказываниям: тебе необходимо знать все и сразу, видеть все ключевые повороты развития событий, а главное — скорее узнать, чем же все кончилось. Это непривычная концепция представления нескольких короткометражек в одном сеансе. Представьте, как за полтора часа вам приходится сопереживать 5-ти героям, противоположным по настроению, принципам морали, стремлениям, надеждам и всеми другими составляющими их сущностей.

Несмотря на короткометражный формат всего фестиваля, фильмами открытия и закрытия стали полнометражные работы отечественного режиссера, Бакура Бакурадзе, и таиландского, Апичатпонга Вирасетакуна.

 

«Брат Дэян»

Фильм Бакурадзе «Брат Дэян» был впервые показан в России именно 16 октября в ЦДК «Москва». Перед началом просмотра с вступительной речью выступила Юлия Мишкинене, где предупредила зрителя о специфическом языке режиссера, который требует полной отдачи зрителя. Далее, куратор фестиваля, Анна Меликова добавила, что, возможно, первые 30 минут киноленты будут совершенно туманны и непонятны, но стоит просто пройти через это.

Российско-грузинского режиссера, Бакура Бакурадзе, уже успели окрестить «мастером медленного кадра». Именно так, в общем, и начинается фильм. Дом.Тихо тихо в нем. Слышны только дыхание деда Дэяна и сглатывание слюны соседа, сидящего с тобой на 3 ряду. По началу действительно еще сложно понять, к чему это все ведет, какие усилия воображения требуются от зрителя. Но на протяжении всей этой сюжетной статики восхищает, как актеры выдерживают недвижимость пейзажа.

В фильме «Брат Дэян» снова поднимается история человека в изоляции. Мы все пытаемся слиться с главным героем кинокартины, пытаемся разглядеть его скелеты в шкафу, его манеру поведения, прочитать его мораль, но Бакурадзе с намеренной медлительностью, которая порой раздражает, открывает нам героя. Так, предстает кинопрототип сербского генерала и военного деятеля, Ратко Младича. На самом деле этот человек на протяжении 15 лет скрывался от сербских властей, намеревающихся осудить его «за военные преступления и геноцид боснийских мусульман», в 2011 году Ратко Младич был пойман и передан в Гаагский трибунал.

Несмотря на бурную историю жизни героя, Бакурадзе просто, без пристрастий представляет зрителю человека, которого он смог нащупать за всем этим грузом истории.

Фильм выдержан в аскетичной манере: герои слушают ветер, чувствуют солнце, танцуют, но без музыки, — и непрестанно о чем-то думают.

Дэян Станич — живой для нас персонаж, но люди в экране обращаются с ним как с музейным экспонатом: его постоянно куда-то перевозят, обсуждают его дальнейшую судьбу, — вот только с ним никто не разговаривает. На самом деле он перестал что-либо значить, он присутствует в этом мире как фантом, сейчас он бездействует, даже порой пытается как можно тише дышать.

Режиссер фильма использовал некоторые экспериментальные вставки, например, кадры с живых репетиций. Целью было показать, что вся история брата Дэяна — выдуманная, и не надо воспринимать все за чистую монету, это сугубо личная попытка посмотреть на реального человека в пространстве кино.

В отделении 2morrow fest weekend в конкурсной программе были заявлены 15 кинокартин, от экспериментальных до игровых.

Прежде стоит упомянуть тех, кто попал в список победителей и призеров.

 

«Все будет хорошо»

За достоверность кинопереживания специальный приз жюри завоевала немецкая кинокартина «Все будет хорошо» (реж. Патрик Вольрат, Германия, 2015).

Самое жестокое — это пережить серьезные психологические потрясения в детстве, т.к. последствия будут проявляться на протяжении всей дальнейшей жизни. В фильме «Все будет хорошо» представлена довольно банальная история, однако которая никогда не происходила так близко от вас. Семья состоит в разводе, отец исполняет свой воскресный долг и навещает время от времени дочь: вместе ездят гулять, по праздникам папа покупает ей все, что только пожелает детская душа. Однако за всем этим оказывается стоит настоящая безумная любовь к своему ребенку, доходящая до пределов одержимости. Зритель в кинозале обычно всегда подозрителен, поэтому и здесь улыбка и некоторая нервозность отца начинают настораживать, когда все это начинает замечать ребенок, то паники не избежать. Более невозможно оставаться наедине с папой, таким родным, но таким непонятным и незнакомым мужчиной.

 

«Распад»

За политическое высказывание в экспериментальной и ироничной форме специального упоминания жюри удостоился фильм «Распад» (реж. Альваро Мартин, Испания, 2014).

Кинокартина больше напоминала карикатуру современной социально-экономической ситуации в Испании. Как жить, когда все законные способы прокормить семью исчерпали себя — выход есть — найти альтернативные источники дохода!

Причем никто в семье не смеет прохлаждаться, каждый обязан вносить свой вклад в обеспечение семьи. Так, у матери неплохо получается вздыхать и стонать в телефонную трубку. Папа уже разложил на кухне муку, наверное, чтобы приготовить проголодавшимся малышам пирогов. Но почему-то папу приводят в бешенство игры детей, и он по пылинкам начинает собирать этот белый порошок. После добросовестной молитвы в соседней церкви надо срочно уносить ноги, чтобы настоятели не заметили пропажи освещенных свеч. Хотя торопиться не стоило, тут уже ждут доброжелательные покупатели с клеткой, предназначенной для испанской малышки, органы которой выйдут в кругленькую сумму.
И вот рассказчик, с собачьим ошейником и табличкой-попрошайкой, случайному прохожему заявляет: «La crisis!». Что еще добавишь, когда кризис коснулся почти каждого, вынудил проявлять изобретательность в поисках доходов, но главное -не терять чувства юмора.

 

«Арт»

Гран-При получил фильм «Арт» румынского режиссера Адриана Ситару 2014 года.

Румынская «новая волна» продолжает свое гордое и неуклюжее шествие в мировом кинематографе, поражая исключительной абсурдностью, честностью и самоиронией. Румынские фильмы увлекают зрителей своими содержательными и острыми диалогами героев, в которых и раскрывается авторское высказывание.

На этот раз автора волновала тема этики и правомерности режиссеров снимать порно-кадры в художественных кинокартинах, тем более привлекать на роли проституток несовершеннолетних детей.

ARTA

В процессе уговоров матери девочки, участвующей в кастинге на роль малолетней проститутки, главные герои (кастинг-директоры, режиссеры) убеждают ее, что снявшись в задуманном фильме, девочка «обессмертит себя», ее ждут всемирное признание и международные награды. Однако, оставшись наедине друг с другом, два героя признаются, что упоминание об Оскаре, «конечно, было уже перебором».

Только уже в личном диалоге герои могут открыто заявить, что «все это современное искусство и есть сама по себе проституция на социальные деньги», остается только исполнять заказ.

Хотя прекрасное и глубокое можно найти даже в облачке от дымогенератора.

В состав жюри вошли режиссер и преподаватель ВГИКа Владимир Котт, продюсер, основатель и руководитель кинокомпании Vita Aktiva Юлия Мишкинене, заместитель главного редактора портала Colta.ru, кинокритик Михаил Ратгауз.

 

«Культовые. Начало»

В фестивальной программе была представлена также секция «Культовые. Начало», где проводились показы первых кинематографических набросков, с которых начинался великий путь талантов, признанных в середине нулевых-начале десятых годов. Всего было представлено 14 кинокартин, от Цангари до Триера. Эти первые опыты, наверное, как и раскрытие раннее неиспытанных чувств у детей — очень волнительные и независимые… от самих себя, от выработанного стиля и ожиданий публики.

Так, в картине «Москва» Бакур Бакурадзе не смог остановить свой напор и совершенно натурально «прессинговал» зрителя своей правдой и окружающей жестокостью. Картина довольно элитарна, т.к. по-настоящему проникнуться получится только у тех, кто является прототипами героев на экране. Москва — это почти столица Душанбе. Бесконечные потоки гастарбайтеров устремляются в самые затхлые районы Москвы, где в полуразваливающихся бараках пытаются вести привычную жизнь. В этом огромном городе этим многочисленным маргиналам виртуозно удается оставаться незаметными, фоном столицы. Бакурадзе обращает наше внимание на судьбу этих потерянных и беззащитных людей, именно людей.

 

13-минутная работа бельгийского режиссера Шанталь Акерман «Взорвись, мой город», покончившей жизнь самоубийством в начале октября этого года, сконцентрировала в этой короткой киноленте все безумство и талант, юмор и скорбь. История про то, как накрывает исступление. Всем кажется, что ты ноешь, хотя на самом деле ты поешь; им кажется, что ты дибил, хотя ты просто танцуешь; им кажется, что ты сходишь с ума, хотя ты лишь прикалываешься; они считают, что ты беспорядочно плодишь бардак, хотя ты пытаешься убраться. Но все это ведет к концу. Это взрыв сознания.

 

4-минутная работа итальянского режиссера Аличе Рорвахер «Садовник из Фьюмара», победителя прошлого фестиваля 2morrow с фильмом «Чудеса», снова помогает взлететь душе за пределы возможного. Брутальный итальянский бродяга в поисках смыслов жизни и уютной для них колыбели, принимается строить свой мир прямо на пустыре, усыпанном мусором. По дощечке, по свечке, по сломаным креслам он сложил целый дом под открытым небом. Теперь он также уверенно может сидеть в своем кресле и лицезреть свой мир.

Рорвахер

 

«Прототипы»

Еще одним захватывающим отделением стало «Прототипы». Здесь зрителям представилась уникальная возможность увидеть эскизы фильмов, которые в дальнейшем стали одними из «самых громких и запоминающихся дебютов десятых годов». Некоторые из этих полнометражных работ или уже получили главные призы международных кинофестивалей («Звери дикого Юга» реж. Бен Зейтлин (прототип — «Спасение»), «Марта, Марси Мэй, Марлен» реж. Шон Даркин (прототип — «Когда Мэри видели в последний раз»)), или были признаны публикой важными дебютами («Party Girl» реж. Клэр Бюргер, Самюэль Тейс, Мари Амашукели (прототип — «Форбак»), «Племя» реж. М. Слабошпицкий (прототип — «Глухота»)), или только отправляются на покорение кинематографических вершин («Мустанг» реж. Дениз Гамзе Эргювен (прототип — «Капля воды»), «Сын Саула» реж. Ласло Немеш (прототип — «И терпение кончается»)).

 

Работы студентов

Weekend короткого метра позволил зрителям познакомиться с работами студентов российских киношкол, которые символизируют будущее отечественного кинематографа. На фестивале были представлены работы студентов мастерских Дмитрия Мамулии (Московская школа нового кино), Марины Разбежкиной и Михаила Угарова (Школа документального кино и театра М.Разбежкиной и М.Угарова), братьев Коттов (ВГИК), Алесандра Сокурова (КБГУ), режиссерского факультета Московской школы кино.

popogrebski

«Кладбище великолепия»

Закрытие кинофестиваля 2morrow состоялось 18 октября, венцом этого мероприятия стал показ фильма «Кладбище великолепия» Апичатпонга Вирасетакуна.

Перед началом фильма слово предоставили кинокритику Антону Долину, который не без доли юмора поведал зрителям о своеобразной экзотической форме политического протеста кинорежиссера, странности кинокартины, присутствии непостижимого азиатского духа и буддизме, о том как и в Каннах «никто ничего не понял», посмотрев этот фильм.

Однако эту кинокартину надо воспринимать как своеобразную фантазию художника, пытаться понять метафоричность высказываний автора.
Привести какую-то аннотацию к фильму практически невозможно, потому что герои почти весь фильм спят. Да, иногда происходят какие-то действия, которые неизвестно как вписываются в общую канву кинокартины: с удовольствием испражняющийся таиландец, публичные занятия спортом на лоне природы, спящий бомж на остановке с рекламой об удачном замужестве за европейца, несодержательные диалоги, в которых герои констатируют совершенно очевидные вещи…

Однако несмотря на активность некоторых персонажей, сюжет строится вокруг солдат, которые заболели сном. Только по ходу развития событий благодаря очень неубедительной ясновидящей станет известно, что души этих спящих солдат на самом деле воюют на королевском кладбище, которое находится как раз на месте школы, в которой теперь расположились больничные палаты.

Во время просмотра зрителей откровенно подвергают медитативным приемам, однако необходимо следовать примеру главной героини, хромой таиландки, которая широко-широко раскрывает глаза, когда чувствует приближение тяжелого сна, чтобы не пропустить резкую сатиру, вздыхающее негодование и улыбчивый протест.

Σ

С коротким метром надо быть на короткой ноге, как бы ужасно это не звучало. К короткому метру надо быть подготовленным, потому что здесь разрешение конфликтов стремительно обрушивается на зрителя, не щадя его тонкие психические материи. Короткий метр тем и ценен для режиссеров, что позволяет выжать весь талант и заключить его в несколько минут, чтобы зритель моментально мог уловить ритм режиссера.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s