Без рубрики

Итоги shnit International Shortfilmfestival

Автор: Дарья Смирнова

Недавно закончился московский показ фестиваля shnit International Shortfilmfestival и уже объявлены победители. Конкурсная часть состояла из 10 программ по 6 короткометражек.

 

# Призеры фестиваля

marker_style_icons_full (1)Приз зрительских симпатий shnit PLAYGROUNDS взял фильм французского режиссера «Reality +» об уникальной технологии, которая открывает доступ к «улучшенной реальности», где вы выглядите так, как всегда мечтали.

 

marker_style_icons_full (1)В номинации «приз зрительских симпатий shnit CINEMAS» победила картина «Против шерсти» (Мексика/США).

«Главное в койотах, что они живут в постоянном голоде… У каждого своя работа, так?»

Леденящая история о мексиканском парикмахере, которого заставляют побрить местного наркобарона. Истории о расправах сотрясают город, кровавые тела выбрасываются напоказ. Сложно вести лезвием бритвы по шее такого человека: не от страха, а от ненависти. Но, получив деньги и собирая свои инструменты перед отъездом, парикмахер слышит, что ведут «предателя». В комнату входит его сын.

Кадр из фильма "Против шерсти"
Кадр из фильма «Против шерсти»

 

marker_style_icons_full (1)Приз жюри shnit в категории до 10 минут ушел к семиминутной короткометражке из Великобритании «Любовь слепа». Неожиданно ранний приход мужа застает Элис в объятиях молодого любовника. Но, все куда более сложно: муж приходит с извинениями за недавнюю измену и невнимательность к их браку. И эта двойная измена с судорожными попытками спрятать любовника обретает трагикомичность.

 

marker_style_icons_full (1)В категории до 20 минут в номинации «Приз жюри shnit» выиграл мультипликационный фильм «Юл и змея» (Франция). Два брата, 13-летний Юл и его старший брат Дино, едут заключить сделку с бандитом Майком, которого сопровождает его аргентинский дог. И когда, казалось бы, все пошло не так, в черно-белой ленте появляется загадочная желто-зеленая змея.

 

marker_style_icons_full (1)В категории до 30 минут приз жюри получила картина «Все будет хорошо» (Германия, Австрия). Разведенный отец заезжает за своей 8-летней дочерью Лией. И поначалу все кажется точно таким же, как каждые вторые выходные. Но Лия чувствует, что что-то не так. И роковое путешествие начинается.

 

Мультипликация

В мультипликационной программе самыми запоминающимися стали три ленты: «Баклажан» (США), «Взаперти» (США) и «Груз» (Израиль).

marker_style_icons_full (1)«Баклажан» – история о мальчике, который родился с особенностями мимики: она была всегда противоположной тому, что отражалось на лицах других. Единственное «другое» лицо в кинозале или в людском потоке на улице. На экране показана история его взросления и события, происходившие с ним как в реальном, так и в воображаемом мире.

«Где ты? Ты всегда выделялся».

Кадр из мультфильма "Баклажан"
Кадр из мультфильма «Баклажан»

 

marker_style_icons_full (1)Урбанистические мотивы обыгрываются в анимационном фильме «Взаперти». Пес вечно сидит дома, абсолютно игнорируемый своим хозяином. А хозяин, словно заведенный, еле вставая, идет на работу, и, приползая с нее, тут же падает мертвым сном. И так по кругу, пока в какой-то день он вновь ни дергает ручку входной двери, но ручка отваливается. Пес, намеревавшийся проскочить наружу, отчаивается, и вдруг хозяину приходит гениальный план. Он лепит на собаку стикер с надписью: «Пришлите помощь», – и бросает питомца на улицу через окно. Однако пес благополучно приземляется в кузов проезжающего грузовика и под обезумевший взгляд хозяина удаляется к, быть может, лучшей жизни.

 

marker_style_icons_full (1)Израильский «Груз» очень трогательно и поэтично обнажает мотив памяти. С одного маленького экрана телевизора на сгорбленного старика смотрит смеющаяся молодая девушка, лежащая на постели, с другого – малыш, на следующем экране какой-то стул. Старик гребет, пытаясь удержать на плаву лодку, которая медленно идет ко дну под тяжестью горы прошлого. Уважать и помнить прошлое нужно. Но удержать и запечатлеть все нельзя. Что-то уходит безвозвратно. Если попытаться нарушить этот естественный ход, все рассыплется и раздавит тебя, подобно тем падающим телевизорам.

 

Социально-историческое кино

Другой впечатляющей нишей стали социально-исторические картины, работающие с этой тематикой далеко не банально: «Соседи» (Чили), «Курица» (Германия, Хорватия) и «Между соседями» (Германия).

marker_style_icons_full (1)Фильм «Соседи» показывает осень в Чили 1976-го. В стране действует режим военного положения. После военного переворота в 1973-м был создан ряд концентрационных лагерей для политических заключенных. Тихая жизнь пожилого профессора Антонио нарушается въездом новых соседей. За стеной день и ночь включается громкая музыка, все равно не заглушающая крики. Перед титрами появляется «основано на реальных событиях» с информацией о количестве мест, где проводились пытки.

 

marker_style_icons_full (1)Действие «Курицы» происходит в Сараево времен осады, которая длилась четыре года. Год 1993-ий. Кровь и вся тяжесть идущей войны врывается в жизнь 6-летней девочки на ее день рождения. Папа не смог приехать с фронта, но передал через друга живую курицу. И пока мама со старшей сестрой обдумывают, как ее приготовить, маленькая Сельма выпускает ее через окно на улицу. Мать, выбежавшая во двор и ловящая курицу, чуть не попадает под обстрел снайпера. А вечером Сельма, наблюдавшая, как курицу зарезали в ванне, должна есть ее на ужин. И все это было возможно в Сараево 1993-го.

 

marker_style_icons_full (1)«Между соседями» показывает, насколько много в нас всего: и хорошего, и плохого, и отзывчивого, и жестокого. Ночь, муж с женой лежат в постели. Он спит, а она не может заснуть от звуков в квартире сверху, где бьют женщину. Слышно, что в конце концов мужчина выгнал ее на лестничную площадку, и женщина, выглянув в коридор и видя сидящую на ступенях соседку, приглашает ее зайти. Муж готовит чай, жена отдает свою теплую кофту. Но после отказа соседки написать в полицию и, как ей кажется, излишней заботливости мужа, женщина выходит из себя, просит соседку уйти и забирает кофту. Красноречивы глаза мужа, который разочарован в своей жене. Они снова лежат в постели. Звуки сверху продолжаются.

 

marker_style_icons_full (1)Отдельно стоит реалистический леденящий хоррор «Посылка» (Южная Африка). Мужчина получает загадочную посылку и возвращается с ней в свой загородный дом. Когда он решается ее открыть, оказывается, что внутри калейдоскоп. Мужчина садится на диван, крутит картинки и понимает, что на каждой – он, снятый со стороны в совершенно неожиданных местах. На последней изображен он же, сидящий на диване, с лицом, закрытым калейдоскопом. Занавес.

Кадр из фильма "Посылка"
Кадр из фильма «Посылка»

 

Яркая ирония

Было много и комедийных, очень ироничных картин: «Неэтилированный» (Квебек, Канада), «Милосердие до конца» (Финляндия), «Ноль квадратных метров» (Франция), «Смерть в шоколаде» (Канада), «Менструальная чаша – месячная комедия» (Франция), «Черный лес» (Испания).

marker_style_icons_full (1)Абсолютно комичная история разворачивается в «Неэтилированном» в одном из канадских офисных небоскребов. Активист защиты окружающей среды, угрожая пистолетом, загоняет всех в лифт и, поднявшись на верхний этаж, заставляет сотрудников развешивать плакаты на стеклянные стены. Эта скандальная акция позволит подорвать репутацию международной нефтяной компании: порочащие надписи видны снаружи и, заснятые журналистами, скоро появятся на первых полосах. Двое сотрудников пытаются выполнять указания, но одна девушка беспрерывно рыдает, повторяя: «Я всего лишь стажер». Другая женщина тоже теряет самообладание и начинает оправдываться, что «они тут ни при чем». Выясняется, что их фирма производит обучающие видеоигры для детей, а нефтяная компания переехала три месяца назад «вон в то здание».

— Но вы же сотрудничаете с бензиновыми компаниями?

— Нет, мы очень маленькая фирма.

И вопрос, кто же из них преступник, под звуки подлетающих полицейских вертолетов становится все менее однозначным.

Кадр из фильма "Неэтилированный"
Кадр из фильма «Неэтилированный»

 

marker_style_icons_full (1)Организация, показанная в фильме «Милосердие до конца», ни много ни мало в ответе за безопасность нации: они предотвратили три стрельбы в школе. Это «многовековая традиция в Финляндии». Речь о «сексе из милосердия». Тут важно усвоить одно правило – секс из милосердия строится на статистике, а не на чувствах: «Ему надо выделить больше секса, раз он такой явный маргинал». Все, что остается от настоящей связи, как сетует разведенная женщина за сорок, – «два несносных ребенка и ипотека». Но, к сожалению, любовь побеждает и такую отлаженную систему, когда одна из женщин влюбляется в своего подопечного.

 

marker_style_icons_full (1)Наболевший, видимо, и в Париже «квартирный вопрос» решается предприимчивой женщиной в ленте «Ноль квадратных метров». Она дешево, «из чистого сострадания» сдает студенту комнату, и они подписывают контракт. Никакого подвоха: арендная плата расти не будет. Только вот о размере комнаты в контракте ничего не сказано. И комната начинает уменьшаться.

 

marker_style_icons_full (1)На очень черном юморе построена  и остроумная «Смерть в шоколаде». Бывшая звезда, болезненно переживающая уход своей славы, приходит в кафе, где она должна встретиться с наемным убийцей и отменить заказ. Встречая ее, элегантный мужчина средних лет в сером костюме встает, приветствуя ее, и дарит розу. Актриса спрашивает, как бы он все-таки это сделал, но профессиональный этикет киллера, «как у фокусников»: раскрывать способ нельзя. И вообще киллер горестно замечает, что его работа – дело неблагодарное: «Чем лучше я работаю, тем меньше отзывов». Только вот заказ отменить нельзя. И когда он встает из-за стола и уходит, оставляя актрису за ее кофе с шоколадным тортом, та падает в него лицом: «Я знал, что она понюхает розу. Женщины всегда нюхают цветы».

 

marker_style_icons_full (1)Наконец, по нарастанию комического абсурда, самой фантасмагоричной стала, пожалуй, «Менструальная чаша – месячная комедия». Вампиры выиграли войну с людьми, и, собственно, из соотнесения с названием понятно, что теперь происходит. Ева со своей сестрой, еще оставшиеся людьми, разносят по купе поезда чашечки с кровью. Блестящим полетом фантазии является сцена, где Ева сидит на полке в купе, а влюбленный в нее вампир сидит перед ней на коленях и пьет «прямо оттуда». Но если получится организовать свадьбу вампира с обычной девушкой, этому рабству придет конец. Фантазии, кстати, хватило и на свадебный обряд: вместо обмена кольцами прокалывание безымянных пальцев и белое, в красных пятнах-цветах платье невесты.

«Они гораздо сильнее их мужчин».

 

marker_style_icons_full (1)Фантасмагорична и страшная сказка «Черный лес». Бесстрашный рыцарь заходит в лес, несмотря на предупреждения старца. Он намерен спасти прекрасную девушку, заточенную там. Несколько лет назад в этом лесу пропал его брат. И вот, прорубив себе путь сквозь всех чудовищ, он видит спящую девушку. Сражаясь с огромным чудовищем, он замечает на его поясе рубиновый меч, принадлежавший некогда его брату. Исступленное желание отомстить придает сил, и чудовище повержено. А красавица разражается сатанинским смехом и одновременно с истекающим кровью чудищем меняет обличие. И в ужасном великане юноша признает своего брата.

 

Реализм

И отдельную нишу занимают абсолютно нефантастмагоричные, непоэтичные картины, полные совершенно земных образов и историй: «Кофе с собой» (Испания), «Дитя ночи» (Дания), «Возьми меня» (Квебек, Канада). Но то ли эта щемящая реалистичность, то ли общечеловечность этих ситуаций вызывают трудно переносимую горечь и тоску. А может, и тщательно и глубоко спрятанные, старательно забываемые страхи.

marker_style_icons_full (1)В «Кофе с собой» происходит, пожалуй, самая банальная история, но несколько деталей и обрывков фраз позволяют взглянуть на нее как на одну из самых трагичных в жизни человека. Алисия, обсуждая по телефону цвет салфеток на своей свадьбе, заходит в кафе и заказывает кофе с собой. Ее окликает парень, с которым они расстались два года назад, и просит посидеть с ним. В разговоре выясняется, что Алисию повысили на работе, замужество на носу, в общем, все прекрасно. Хави же пошел работать в фирму отца, чего никогда не хотел, и бросил курить. И вроде, все ясно: он все так же путешествует, ее это все так же не устраивает. Но «два года это не много», а уж когда выясняется, что в очередной поездке он встретил девушку, – и подавно. В мгновение обоюдная ревность вскрывает обиды и стирает улыбки. И на вопрос, счастлива ли она, Алисия почему-то не может ответить. Разговор прерывает стучащаяся в окно девушка. Она подходит к столику, целует Хави, и Алисия видит большой живот на последних месяцах. И это с Хави, который «никогда не будет готов к серьезным отношениям». Наверное, в этот момент наступает отчаяние от необратимости. От того, что все, чего не было у вас, у него теперь с другой.

 

marker_style_icons_full (1)Другая человеческая трагедия случается с молодой Виолой в «Дитя ночи». Беспробудно гуляющая, она стоит в туалете очередного клуба с положительным тестом на беременность. Неожиданным образом через какое-то время она понимает, что не хочет избавиться от ребенка. И, когда она идет по улице, совершенно по-новому глядя на соседку с постоянно плачущим ребенком, полная предвкушения новой жизни, по ногам из-под короткого платья начинает стекать кровь.

«Вы когда-нибудь держали пенис незнакомца, чтобы помочь ему войти в жену?»

marker_style_icons_full (1)«Возьми меня» был номинирован на «Приз жюри», но уступил его картине «Юл и змея». Задание, которое получает медбрат в центре для инвалидов, неприятно, и границы профэтикета на такое вполне могут не распространяться. Здесь начинается уже человеческая этичность, которая мало кому настолько щедро дана. В комнате для свиданий уединяются муж с женой, которые и встать сами не могут. В конце, когда медсестра и медбрат везут их на колясках, мы можем заглянуть из коридора в каждую больничную палату. И кто-то сидит там совсем один. Кому-то не с кем пойти в комнату для свиданий.

Σ

Такой калейдоскоп историй и разных режиссерских взглядов был представлен этой осенью на фестивале shnit. Вообще, все случилось: удивление, впечатление, смех и нервно скрываемый мандраж. Случились непрошеные воспоминания и полет фантазии, которая иногда не успевала за режиссерской.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s